BMW Art Car. Автомобиль как холст

Многие достойные автомобили заслуживают именоваться произведениями искусства благодаря труду дизайнеров, иные же становятся подлинными произведениями искусства благодаря работе настоящих художников, ведь это очевидно, кузовные панели – нетронутый холст.

Такое явление как аэрография на сегодняшний день стало едва ли не обыденным, и среди по-настоящему интересных работ достаточно много безвкусицы. Однако в прежние времена автомобиль, украшенный рукой художника, вызывал бурю эмоций. Среди самых известных экземпляров можно выделить Psychedelic Rolls-Royce Джона Леннона и Porsche Дженис Джоплин.

 

BMW Александра Колдера

Настоящим культурным явлением, тесно связанным с автомобилями, стал проект BMW Art Car. В 1975 году французский гонщик Эрве Пулен обратился к американскому скульптору и художнику Александру Калдеру с предложением расписать новенький BMW 3.0 CSL, на котором тот планировал выступать в 24-часовом марафоне в Ле-Мане. В 1972 Калдер уже проделывал подобную работу, его нанимали, для того чтобы украсить пассажирский лайнер Douglas DC-8-62.

У каждой детали кузова был свой основной цвет, а линии добавляли динамики даже неподвижно стоящему автомобилю. К сожалению, из-за проблем с карданным валом этот BMW выбыл из гонки после семи часов, в дальнейшем он больше никогда не участвовал в гонках и экспонировался лишь как произведение искусства. BMW 3.0 CSL стал последней работой Александра Калдера, вскоре художника не стало.

 

BMW Френка Стеллы

 

Художественный эксперимент привлёк внимание компании BMW, и в 1976 было решено экспериментировать и дальше. Для создания очередного гоночного шедевра обратились к художнику Френку Стелла. Его творчество отличалось резкими гранями и множеством прямых линий, в том же направлении пошла работа и над холстом от BMW — 3.0 CSL для Ле-Мана 1976 года.

При его оформлении был использован рисунок чертежной бумаги миллиметровки, на которую нанесены какие-то линии. Складывается впечатление, что по этим линиям можно вырезать новые формы и собрать нечто совсем другое.

Этот автомобиль принял участие в Ле-Мане, но не показал достойного результата, следующей гонкой, в которой был заявлен этот BMW, стал этап кузовного чемпионата 1978 года в городе Дижон. Пилотировать его должен был Ронни Петерсон, боровшийся за чемпионский титул в Формуле 1, однако накануне он погиб в результате аварии на итальянском Гран При. Этот BMW 3.0 CSL также навсегда стал предметом искусства.

 

BMW Роя Лихтенштейна

 

BMW 320i Group 5 стал третьим проектом в рамках BMW Art Car и первым успешным из них в гонках. Над дизайном этого автомобиля работал один из родоначальников стиля поп-арт Рой Лихтенштейн. Этот художник в частности известен своей длительной работой в комиксах, что прослеживается и на данной его работе, например, рисунке точками разного размера. Лихтенштейн предпочел создать гармонию между формами кузова и рисунком, символизирующим дорогу и быстро сменяющийся пейзаж вокруг, выполненный в его неповторимом стиле. Сам автор говорил: «Я много думал и вложил в неё всё, что имел». Сначала автомобиль был показан в парижском Центре Помпиду как произведение искусства, а затем выступал в 24 часах Ле-Мана, где занял 9-е место в абсолютном зачёте и стал первым в своём классе.

 

BMW Энди Уорхол

 

«Я обожаю этот автомобиль, он гораздо лучше, чем произведение искусства». Это слова Энди Уорхола, человека, который не нуждается в лишних представлениях и знаком даже очень далёким от искусства людям. Речь же идёт о великолепном BMW M1. Уорхол в принципе никогда не отделял автомобили от произведений искусства, когда же речь зашла о столь выдающемся авто, художник принялся за работу с огромным энтузиазмом. Его предшественники по BMW Art Car выполняли свою работу на макете автомобиля, конечный результат же создавался помощниками на настоящем авто. Уорхол же самостоятельно сразу принялся за работу на настоящем авто без какой-либо подготовки. Краску он наносил размашистыми, широкими мазками. «Я хотел проиллюстрировать скорость. Когда машина действительно быстро едет, все линии и цвета смазаны». В Ле-Мане 1979-м этот M1 появился в первый и последний раз, заняв шестое место в абсолюте и второе в классе, затем он стал недвижимым арт-объектом.

 

BMW Эрнста Фукса

 

В1982 году в рамках BMW Art Car был представлен первый не гоночный BMW 635 CSi. Над ним работал венский художник Эрнст Фукс. Этот огненный автомобиль никогда не выезжал на дороги.

 

BMW Роберта Раушенберга

 

В 1986 году американский художник Роберт Раушенберг представил своё видение художественного автомобиля, максимально приближенное к классическому изобразительному искусству. На BMW 635 СSi воспроизведены известные классические полотна.

 

BMW Майкла Джагамара Нельсона

 

Австралийский художник Майкл Джагамара Нельсон в 1989 году потратил неделю на работу над этой BMW E30 M3. Узоры напоминают вид на землю из самолёта, однако в них спрятаны животные и религиозные мотивы, выполненные в традиционных австралийских орнаментах. До своего преображения автомобиль участвовал в австралийских кольцевых гонках.

 

BMW Кена Доуна

 

В тот же год другой австралийский художник, Кен Доун, представил своё видение автомобиля, как произведения искусства.

 

BMW Матазо Каяма

 

Японцу Матазо Каяма довелось поработать над BMW 5 серии, использовал он свою уникальную технику рисунка, которая сделала автомобиль совершенно не приспособленным для использования по прямому назначению. Сначала на серебристый кузов были нанесены аэрографом лёгкие голубые тона, затем традиционными японскими техниками эта краска обрабатывалась и наносились кусочки фольги разных цветов. Красота получилась удивительная.

BMW Цезаря Манрике

 

Цезарь Манрике в качестве холста использовал BMW E32 1990 года.

 

BMW А. Р. Пенку


Немецкому художнику-самоучке А. Р. Пенку был доверен BMW Z1.

 

 

BMW Эстер Малангу

 

Южноафриканская художница Эстер Малангу из племени Ндебеле покрыла BMW 5 серии традиционными узорами своего племени, этим искусством владеют только женщины.

 

BMW Сандро Чиа

 

В работе Сандро Чиа на BMW M3 GTR несложно увидеть влияние Пабло Пикасо. Лица символизируют прикованное к автомобилю внимание прохожих.

 

BMW Девида Гонки

 

Представитель поп-арта Девид Гонки работал над BMW 8 серии несколько месяцев. Он стремился изобразить её прозрачной в своём особом стиле.

 

BMW Дженни Хольцер

 

Очень своеобразному художнику Дженни Хольцер, работающей больше со смыслом, чем с фигурами и формами, в качестве холста достался гоночный BMW V12 Le Mans Roadster. Автомобиль был покрыт текстами, выполненными фосфоресцирующей краской: «Защитите меня от моих желаний», «Недосягаемое всегда привлекает», «Ты такой закомплексованный, ты не отвечаешь на угрозу», «Отсутствие харизмы может быть губительно», «Мономания это необходимое условие успеха», «Какое сильное желание спасет нас теперь, когда не спас секс?»

 

BMW Олафура Элиассона

 

В 2007 году на базе концептуальной водородной модели BMW H2R Олафур Элиассон создал невероятный ледяной автомобиль.

 

BMW Джеффа Кунса

 

Огромных затрат по времени потребовал BMW M3 GT2 от художника Джеффа Кунса. Он несколько месяцев провёл, общаясь с инженерами и дизайнерами BMW, а также испытал на себе всю мощь этого гоночного автомобиля. Итог впечатляет. M3 GT2 излучал мощь и скорость, даже находясь в статике.

 

BMW Джона Балдессари

 

18-й и пока что последний BMW Art Car увидел свет в 2016 году. Автором стал авторитетный концептуальный художник Джон Балдессари, холстом — BMW M6 GTLM. Большой любитель совмещать изображения, фигуры и текст, Балдессари впервые работал над трёхмерным объектом, однако в полной мере показал свой фирменный стиль.

Как показали нам лучшие художники своего времени, автомобиль – очень непростой холст, изображенное на нём может как дополнить работу заводских стилистов и дизайнеров, так и полностью её изменить, перевернуть, подавить, не оставив и следа от прежнего замысла. Ждём, чем удивит нас BMW Art Car в будущем.